125 лет со дня рождения Ларисы Михайловны Рейснер (1895-1926), журналистки, советской писательницы

125 лет со дня рождения Ларисы Михайловны Рейснер (1895-1926), журналистки, советской писательницы

125 лет со дня рождения Ларисы Михайловны Рейснер (1895-1926), журналистки, советской писательницы

Лариса Михайловна Рейснер (1(13) мая 1895,  Люблин – 9 февраля 1926, Москва) - революционерка, участница гражданской войны в России, журналистка, советская писательница.

«Стройная, высокая, в скромном сером костюме английского покроя, в светлой блузке с галстуком, повязанным по-мужски, - так живописал ее поэт Всеволод Рождественский. – Плотные темноволосые косы тугим венчиком лежали вокруг ее головы. В правильных, словно точеных, чертах ее лица было что-то нерусское и надменно-холодноватое, а в глазах острое и чуть насмешливое».

Родилась Лариса Рейснер в семье юриста, профессора права Михаила Андреевича Рейснера в Польше(Люблин).

Лариса Рейснер - член партии большевиков с 1918 г. В Годы Гражданской войны была политработником на Восточном фронте, комиссаром на судах Волжско-Каспийской военной флотилии. Именно она стала прототипом женщины-комиссара в знаменитой «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского. С 1921 года работала в советском посольстве в Афганистане, а в 1923 и 1925 годах в качестве специального корреспондента «Красной звезды» и «Известий» работала в Германии.

Лариса Рейснер – автор многочисленных очерков, собранных в книги «Фронт» (1924), «Афганистан» (1924), «Гамбург на баррикадах» (1925), «Уголь, железо и живые люди» (1925), автор пьесы «Атлантида» (1913), писала стихи.

Скончалась Л. М. Рейснер 9 февраля 1926 года, от тифа в возрасте 30 лет.

Галина Пржиборовская: «Яркая 30-летняя жизнь Ларисы Михайловны Рейснер притягивала внимание многих людей. Легенды рождались уже при ее жизни, а после смерти возникли разные толкования ее личности вплоть до полярно противоположных. Жизнь Ларисы Рейснер похожа на горную гряду, столько в ней было взлетов и падений. Она воевала в Гражданскую войну на Волге вместе с Всеволодом Вишневским, который сделал ее основным прототипом комиссара в пьесе «Оптимистическая трагедия».

При знакомстве с юностью комиссара погружаешься в события «серебряного» возрождения русской культуры. В последние годы жизни вместе с Ларисой Рейснер попадаешь в Афганистан, Германию, на Урал, в шахты Донбасса; вместе с ней собираешься лететь в 1926 году в Тегеран, ехать в Китай.

Поражает размах интересов Ларисы Рейснер – от увлечения творчеством Рильке, Блока, Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама до анализа массовой культуры в очерке о газетно-журнальном тресте Улыштейна в книге «В стране Гинденбурга».